программа дополнительного образования Волейбол

Пояснительная записка
к общеразвивающей программе дополнительного образования детей
«Волейбол»
(далее программа)
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей,
приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие
компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического
применения.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости
свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса
детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта,
предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой
инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи,
являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на
открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры
покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской
среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы
и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное
напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий
волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка,
развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия
ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся
основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых
качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также
формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство
товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач,
чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает
занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных
и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный
подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в
случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими

средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия.
Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол»,
направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к
регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ
игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях;
- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном
виде спорта;
- развивать совершенствование навыков и умений игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности
организма.
Воспитательные:
- воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в
коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в
свободное время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.
По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование
различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора,
формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе
типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования
различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению
физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных
педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся,
активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования
личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 2 года.
Обучение по программе рассчитано на 35 рабочих недель.

Режим занятий
1 год – 35 часов из расчета 1 раз в неделю по 40 минут, с перерывом в 15 минут.
2 год – 35 часов из расчета 1 раз в неделю по 40 минут, с перерывом 15 минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными
детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:

групповая;

игровая;

индивидуально-игровая;

в парах;

индивидуальная;

практическая;

комбинированная;

соревновательная.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:

что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;

как правильно распределять свою физическую нагрузку;

правила игры в волейбол;

правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

правила проведения соревнований;
уметь:

проводить специальную разминку для волейболиста

овладеют основами техники волейбола;

овладеют основами судейства в волейболе;

вести счет;
Разовьют следующие качества:

улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;

повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям
внешней среды стрессового характера;

коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся
(трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:

понимать задачи, поставленные педагогом;

знать технологическую последовательность выполнения работы;

правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:

научиться проявлять творческие способности;

развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:

учиться работать в коллективе;



проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол, применения
технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурноспортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов
обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация
проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает
1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при
выполнении контрольных упражнений, зачетные игры, а также участие в районных
соревнованиях по волейболу.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме
учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в
соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также
открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом
проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов
обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:
 начальная диагностика;
 промежуточная диагностика;
 итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
 участие в соревнованиях;
 участие в олимпиадах;
 защита творческих работ и проектов.
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
1.
сетка волейбольная- 2шт.
2.
стойки волейбольные
3.
гимнастическая стенка- 1 шт.
4.
гимнастические скамейки-4шт.
5.
гимнастические маты-6шт.
6.
скакалки- 15 шт.
7.
мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
8.
мячи волейбольные – 8 шт.
9.
рулетка- 1шт.
Техническое оснащение
 проектор;
 экран;
 видео – диски;
 магнитофон;
 компьютер.
Дидактическое обеспечение программы

Картотека упражнений по волейболу (карточки).
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
«Правила игры в волейбол».
Видеозаписи выступлений учащихся.
«Правила судейства в волейболе».
Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:

светлое просторное помещение;

в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской
помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со
своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна
консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.









Первый год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в волейбол и приобрести хорошие технические
навыки.
1. Обучающие:

дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (волейбол);

научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

обучить учащихся технике и тактике волейбола.
2. Развивающие:

развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;

развивать двигательные способности посредством игры в волейбол;

формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями
во время игрового досуга;
3. Воспитательные:

способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать
чувство самостоятельности, ответственности;

воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения
и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:

значение утренней гимнастики и правило ее проведения;

понятие о гигиене и правило ее соблюдения;




правила соревнований по волейболу;
гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
уметь:
выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
играть по упрощенным правилам волейбола;
применять полученные знания в ходе учебной игры.
Приобрести навыки:
основ техники некоторых упражнений;
выполнения возрастных нормативов;
приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.










№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Учебно-тематический план
Первый год обучения
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
1
1
Общая физическая подготовка.
9
1
8
Специальная физическая подготовка.
9
1
8
Техническая подготовка.
18
1
17
Тактическая подготовка
8
1
7
Интегральная подготовка
5
1
4
Учебные игры. Соревнования.
20
2
18
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
72
9
63

Содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Теория:инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена.
Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний
вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.
История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом.
Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.
Тема 2: Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед
началом тренировки.
Практика:Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег
со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с
доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук
и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со
скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические
упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Тема 3: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и
передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация
блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты
реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по
сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со
скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании
с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое
выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным
мячом. Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и
разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и
разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств,
необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы
двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать
перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за
головы двумя руками через сетку.
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи,
нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в
исходное положение для выполнения технического приема.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя
прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча.
Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой
нападающий удар. Одиночное блокирование.
Тема5:Тактическая подготовка
Теория: Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в
различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно
осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для
достижения победы над противником.
Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным,
групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и
соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное
решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение
игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием
применить.
Тема 6: Интегральная подготовка.
Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая,
техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.
Практика: Упражнения для решения задач различных видов подготовки.
Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защитанападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике
игры. Игры с установками на игру.
Тема 7: Соревнования.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований
в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о
соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный.
Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика: Участие в внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в
районных и городских соревнованиях.
Тема 8: Итоговое занятие.

Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в
высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в
волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.
Второй год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:
 дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
 научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
 обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
 развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
 развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
 формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями
во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
 способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать
чувство самостоятельности, ответственности;
 воспитывать
коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
 пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости,
табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:

значение утренней гимнастики и правило ее проведения;

понятие о гигиене и правило ее соблюдения;

правила соревнований по волейболу, правила игры;

гигиенические требования к одежде и спортивной форме;
уметь:

играть в волейбол по правилам;

выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;

играть по упрощенным правилам волейбола;

применять полученные знания в ходе учебной игры, осуществлять судейство.
Приобрести навыки:

владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов;

достижения уровня физической подготовленности соответственно возрастным
нормативам;

самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;

контроля тренировочной нагрузки.

Учебно-тематический план
Второй год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел, тема
Вводное занятие.
Общая физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка.
Техническая подготовка.
Тактическая подготовка
Интегральная подготовка
Учебные игры. Соревнования.
Итоговое занятие
Итого:

Всего

Теория

Практика

1
11
9
17
7
5
20
2
72

1
1
1
1,5
1
1
2
1
9,5

10
8
15,5
6
4
18
1
62,5

Содержание изучаемого материала
2-й год обучения.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена.
Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний
вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. История развитие волейбола.
Закрепление изученного ранее.
Практика:
Тема 2: Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед
началом тренировки.
Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег
со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с
доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с
отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов,
упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза.
Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических
снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Тема 3: Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и
передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация
блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты
реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по
сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со
скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании
с ударом по мячу.Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление
ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом.
Необходимые упражнения для выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание
рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание
пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых
при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с
активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в

площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя
руками через сетку.
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи,
нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в
исходное положение для выполнения технического приема. Нападающий удар в прыжке,
нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Прием мяча сверху
двумя руками с падением и перекатом на спину. Передача мяча сверху двумя руками вверхвперед (в опорном прыжке). Нижняя прямая подача мяча. Верхняя прямая подача мяча.
Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча
отраженного от сетки. Групповое блокирование (двойной блок).
Тема 5: Тактическая подготовка
Теория: Рациональное использование приемов игры, метод организации
соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. Практика:
Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым,
командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником.
Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как
действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на площадке,
(в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.
Тема 6: Интегральная подготовка.
Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая,
техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности. Практика:
Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на
переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение,
нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры
с установками на игру.
Тема 7: Соревнования.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований
в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о
соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный.
Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика: Проведение внутри школьных соревнований, товарищеских матчей. Участие в
районных и городских соревнованиях.
Тема 8: Итоговое занятие.
Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в
высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по основам технической
подготовки в волейболе. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя,
передача мяча в парах без потерь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».