Рабочая программа дополнительного образования Юный журналист 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Альмяковская основная общеобразовательная школа Первомайского
района

Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 25 от 30.08.2018
председатель педсовета
Л.В.Захарова

Согласовано
зам.директора по УВР
Медведевой Ю.С.
«30»
08
2018

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Юный журналист»
Возраст обучающихся:11-13 летСрок
реализации: 3 года
(Актуальная версия. С изменениями, утвержденная приказом врио директора МАОУ
Альмяковской ООШ от 02.09.2022г. Приказ № 67-0)

Автор-составитель:
Хлебенкова Маргарита Петровна,
учитель русского языка и литературы

Содержание
I. Пояснительная записка
3
II. Методическое обеспечение и условия реализации ----------------------------------------------- 5
III. Планируемые результаты освоения учащимися содержания --------------------------------- 6
IV. Учебно-тематический план
7
V. Содержание
9
VI. Литература
12
VII. Приложения
12

2

I. Пояснительная записка
Направленность программы социально-педагогическая. В наше время информация играет
большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Она близка к своему читателю – ученику. Она понятна ученикам.
Авторы газеты ученикам знакомы, сами ребята принимают участие в её создании. Работа по
созданию школьной газеты помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей.
Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на
развитие их умений и навыков.
Занятия в школьном кружке «Юный журналист» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи,
дисциплину и ответственность за порученное дело. Позволяют максимально проявить учащимися
свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном
самоопределении. Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой
школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им
предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам. Занятия в
кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей,
творчески общаться друг с другом.
Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А
это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.
Занятия кружка «Юный журналист» посещает группа юных корреспондентов, которая
планируют работу над каждым номером журнала, организует экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, общие праздники и другие мероприятия. Деятельность кружка «Юный журналист» представляет собой своеобразную редакцию школьной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию детей и их способностям к той или иной работе (ответственный
секретарь, художник, корректор, наборщик, и пр.
Работа в газете для учеников – это огромный стимул для саморазвития и самореализации.
Здесь решаются такие вопросы, как: развитие культуры речи, творческого воображения, чувства
ответственности, выработка владения новыми технологиями, опыт работы с разными источниками
информации. Таким образом, выпуск газеты становится инструментом социального развития детей.
Актуальность и новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая
детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Отличительная особенность программы в том, что она универсально подходит для работы,
как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.
Цель программы:
 Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.
 Развитие творческих способностей учащихся.
 Создание постоянно действующего актива юных корреспондентов, а также знакомство
учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
 развить образное и логическое мышление;
 развить творческие способности подростков;
 развить умения устного и письменного выступления
Обучающие:

3




сформировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладеть основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
 сформировать эстетический вкус как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
 сформировать нравственные основ личности будущего журналиста
Кружок имеет практическую направленность.
Адресат программы - это возрастная группа детей 11-13 лет. Возрастные особенности заключаются в том, что этот возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к
взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-13 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.
Период 11-13 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время
перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных
психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть
сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Подростковый
возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.
Воспитательная работа с подростками - важнейшая и сложнейшая задача: педагогам нужно
глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка (подросток вполне
способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами), уметь поставить себя на его
место с учетом противоречивых условий реальной жизни с целью преодоления отчуждения подростков от учителей, школы, общества.
Объём и срок реализации:
общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для её освоения – 68;
количество месяцев, необходимых для её освоения – 9.
Форма обучения очная
формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей.
- тренинги «Берем интервью»;
- конкурсы художников – оформителей;
- иллюстрации литературных произведений;
- пресс-конференции;
- творческие проекты;
- круглые столы.
Режим занятий: периодичность 2 раза в неделю; продолжительность одного занятия 60
минут.
Нормативно-правовое обеспечение
Программа курса «Юный журналист» составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 3242

4

II. Методическое обеспечение и условия реализации
Методическое обеспечение способствует развитию выразительности, образной устной и
письменной речи, подобраны различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги,
учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика
индивидуального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют
как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах и
фестивалях разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты).
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на
методе сравнительного анализа. Результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма); с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма); с поставленными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется текущий и
промежуточный контроль, итоговая аттестация.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим учебный компонент.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им общеразвивающей программы на каждом этапе обучения.
Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является
метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.
Основным методом промежуточной аттестации на 2 этапе обучения по программе, являются:
 метод педагогического наблюдения;
 участие в конкурсах, олимпиадах;
 выпуск школьной газеты «Крепкий орешек».
Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения в форме творческих
заданий и проектов.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого
этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
 результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах и фестивалях
разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты);
 ежесезонный (4 раза в год) выпуск газеты «Крепкий орешек» и его классных приложений «Фантазёры», «Радуга», «Муравейник», «Земляничная поляна», «Солнышко»;
 творческие и научно – исследовательские проекты, задания
Материально-техническое обеспечение
Для работы требуется свободный кабинет с компьютерами. Помещение, соответствующее
санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью - столы: 4 штуки; стулья:
8 штук. Технические средства: компьютеры с выходом в Интернет, сканер, принтер, фотоаппарат,
телевизор, видеокамера, диктофон. У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Информационное обеспечение Средства, необходимые для реализации данной программы:
разработки по темам; карточки с подбором лексики по изучаемой теме; тематический материал периодической печати; справочники; словари; различные периодические печатные издания;
тексты для редактирования.
Кадровое обеспечение - обучение 20 февраля 2014г. на семинаре ОГБУ РЦРО г.Томска по
теме «Организация деятельности детско-юношеских пресс-центров в контексте реализации ФГОС
нового поколения» сетевой ДОП Инновации в образовании» в объёме 8 часов.

5

III.

Планируемые результаты освоения учащимися содержания

Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
− способы написания собственного рассказа, опираясь на законы определенного жанра;
− приёмы отбора материала в соответствии с темой и основной мыслью, приёмы составления плана и
использования его в устных и письменных высказываниях;
− способы совершенствования содержания и языкового оформления сочинения;
Учащиеся должны уметь:
− находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
− соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
− строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
− фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и
письменным высказываниям;
− проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
- работать с разной литературой, работать с магнитофоном, компьютером;
- брать и давать интервью;
- использовать знание основных жанров периодической печати;
- создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Компетенции и личностные качества, сформированные в результате занятий:
− желание применять навыки работы юного корреспондента;
− стремление активно высказывать и защищать свою позицию во время занятий;
− готовность к выполнению творческих заданий, к участию в ролевых играх, устных журналах, прессконференциях, творческих конкурсах.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой
и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и -согласованно в составе
группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
- поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной,
информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности,
необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

6

IV.
№п
/п

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации

Формы аттестации/
контроля

Правила работы и
поведения. Правила по технике
безопасности

Диагностическая работа
№1.
Анализ результатов диагностики

Коллективные;
теоретические;
практические

Наблюдение

Игровые;
индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические

Опрос

Контрольная
работа № 1.
Анализ результатов
Наблюдение
опрос
Упражнениязаметка

все
го
Вводное занятие. Роль печатного 2
слова в жизни человека. Диагностика стартовых умений и навыков.
Микромир редакции. Правила работы и поведения. Правила по технике
безопасности. Решение организационных вопросов.
История российской журналистики
2

теория
1

прак
тика
1

1

1

Журналистика как профессия
10
Функции журналистики. Факт как 7
объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Источники информации – человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама. Материалы, присылаемые из организаций и фирм,
факсимильные сообщения, письма.
Как составлять собственный архив.
Требования к журналисту
3

5
3

5
3

2

2

Индивидуальные

6

3

3

Коллективные

8

2

6

6

Формирование жанров журналистики
Знакомство с оформительским делом.
Подготовка к участию в конкурсе
«Юный журналист»
Экскурсия

2

-

2

Игровые;
коллективные;
теоретические;
практические
Игровые;
коллективные;
практические

7

Повторение изученного

4

1

1

Индивидуальные;
практические

1

1

Проект, творческое задание

1

2

3
3.1

3.2

4
5

Итоговое занятие. Презентация
портфолио творческих достижений.
План работы на лето
8

Вводное занятие. Дизайн газеты

4

1

3

Коллективные;
теоретические;
практические

9

Работа на ПК

18

4

14

Индивидуальные;
практические

7

Экскурсия в
редакцию газеты. Знакомство с этапами выпуска
газеты
Контрольная
работа № 2
Выпуск газеты
«Крепкий
орешек»
Выпуск газеты
«Крепкий
орешек»
упражнения
Контрольная

10

Работа в интернете

4

-

4

Индивидуальные;
теоретические;
практические

11

Школьный сайт

5

-

5

Индивидуальные;
теоретические;
практические

12

Повторение изученного
Итоговая диагностика

3

1

2

Индивидуальные;
практические

68

22

46

8

работа № 3
Выпуск газеты
«Крепкий
орешек»
Выпуск газеты
«Крепкий
орешек»
Контрольная
работа № 4

V. Содержание
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями,
задачами. Микромир редакции. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
Практика: Роль печатного слова в жизни человека.
Диагностическая работа № 1
Раздел 2. История российской журналистики
Теория: Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в.
Практика: Смысловое чтение, работа с текстом по теме «Влияние газеты на общественную мысль в России»
Раздел 3. Журналистика как профессия
Тема 3.1. Функции журналистики
Теория: Формирование представлений о профессии журналиста. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Источники информации – человек,
документы, архива, интернет, объявления, реклама. Материалы, присылаемые из организаций и фирм, факсимильные сообщения, письма. Как составлять собственный архив.
Экскурсия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Круглый стол «Функция информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения»
Практика: Работа с источником информации по теме «Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения».Ролевая игра «Работа с фактами» (Факт как объект
интереса журналиста и основной материал в его работе)
Тема 3.2. Требования к журналисту
Теория: Требования компетентности, объективности, соблюдения профессиональных
этических норм, глубоких знаний в области литературы, философии и др.
Практика: Командный конкурс «Владение литературным языком»
Контрольная работа № 1
Раздел 4. Формирование жанров журналистики.
Теория: Жанры:
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности
материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность,
заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость
литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

9

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Проект «Острый репортаж»
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Практика: Игра в стиле «Что? Где? Когда?» (Распознание в газетах и журналах
примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному
жанру, написание публикаций выбранного жанра).
Раздел 5. Знакомство с оформительским делом.
Теория: Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям
периодической печати.
Практика: Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для
определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на
примере различных периодических изданий как оформляется газета. Конкурс художников. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для
оформления газеты
Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Подготовка к участию в конкурсе «Юный журналист»
Раздел 6. Экскурсия
Практика: Посещение редакции газеты
Раздел 7. Повторение изученного
Теория: Повторение изученного материала. Круглый стол
Практика: Контрольная работа № 2. Анализ контрольной работы. Итоговое занятие. Презентация портфолио творческих достижений. План работы на лето
Раздел 8. Вводное занятие.
Теория: Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Практика: Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
Конкурс. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
Раздел 9. Работа на ПК.
Теория: Особенности компьютерной программы MS WORD.
Практика: Обучение работе на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Ролевая игра. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT. Подготовка презентации. Работа творческими
группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
Теория: Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
Контрольная работа № 3
Раздел 10. Работа в интернете.
Теория: WWW.RAMBLER.RU, WWW.YANDEX.RU
Практика: Просмотр материалов.

10

Раздел 11. Школьный сайт.
Теория: Эстетика и дизайн.
Практика: Просмотр материалов школьного сайта. Оформление пробного сайта на
выбранную тему.
Раздел 12. Повторение изученного.
Теория: Повторение изученного.
Практика: Контрольная работа № 4.
Диагностическая работа № 2

11

VI.

Литература

для педагога основная
1. С.В.Балобанова. Программа кружка «Юный журналист»
2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
3. Е.А.Боброва. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный журналист»
2. Я.Н.Засурский. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики .
3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
4.А.Д.Хомоненко. Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ СПб.,
2002
5.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
для педагога дополнительная
1. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996
2. Н.М.Титова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный журналист».

3.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
4. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
5. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
для детей основная
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М.,
2001
для детей дополнительная
1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
3. http://ru.wikipedia.org/
4. http://www/solnet.ee
5. http://www.km.ru
6. http://vschool.km/ru

12

VII. Приложения
Календарно – учебный график

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».