Работа службы медиации направлена на
помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения
могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон
конфликта.
Это альтернативный путь разрешения
конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не
будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача –
помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.
Главными
участниками встречи будете вы сами.
МИССИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
МЕДИАЦИИ:
• Создается альтернативный
путь разрешения конфликтов
• Конфликт превращается в
конструктивный процесс
• Приобретаются навыки
активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
• Улучшаются
взаимоотношения среди детей и взрослых
• Развивается чувство
ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной
значимости
УСЛОВИЯ,
ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ:
1.
Стороны признают свое участие в
конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее
разрешить.
2.
Сторонам больше 10 лет.
3.
Стороны не употребляют наркотические
вещества и психически здоровы (поскольку они не могут брать на себя
ответственность за свои поступки).
4.
Если в конфликте участвуют учителя или
родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.
Четырнадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
3. Сбивайте агрессию неожиданными
приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера
совета, задайте неожиданный вопрос. Сделайте комплимент («В гневе вы еще
красивее… Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой
ситуации…»).
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание
разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обману-тым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения.
7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит. Давайте оценку только его действиям и поступкам.
8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
9. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».
10. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?
11. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера. Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
12. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы.
13. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
14. Независимо
от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.