Аннотация к общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Волейбол» (далее программа) Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол. Задачи: Обучающие: - обучить техническим приёмам и правилам игры; - обучить тактическим действиям; - обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях; - обучить овладение навыками регулирования психического состояния. Развивающие: - развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта; - развивать совершенствование навыков и умений игры; - развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма. Воспитательные: - воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе; - воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; - воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время; -воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни. По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы. Отличительные особенности программы Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. В реализации программы участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет. Продолжительность образовательного процесса – 2 года. Обучение по программе рассчитано на 35 рабочих недель. Режим занятий 1 год – 35 часов из расчета 1 раз в неделю по 40 минут, с перерывом в 15 минут. 2 год – 35 часов из расчета 1 раз в неделю по 40 минут, с перерывом 15 минут. Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми. Формы занятий: групповая; игровая; индивидуально-игровая; в парах; индивидуальная; практическая; комбинированная; соревновательная. Ожидаемые результаты освоения программы К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать: что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; как правильно распределять свою физическую нагрузку; правила игры в волейбол; правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; правила проведения соревнований; уметь: проводить специальную разминку для волейболиста овладеют основами техники волейбола; овладеют основами судейства в волейболе; вести счет; Разовьют следующие качества: улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера; коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям). Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать задачи, поставленные педагогом; знать технологическую последовательность выполнения работы; правильно оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: научиться проявлять творческие способности; развивать сенсорные и моторные навыки. Коммуникативные УУД: учиться работать в коллективе; проявлять индивидуальность и самостоятельность. Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурноспортивной деятельности. Виды и формы контроля ЗУН учащихся: Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры, а также участие в районных соревнованиях по волейболу. Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Способы проверки ЗУН учащихся: начальная диагностика; промежуточная диагностика; итоговая аттестация. Формы подведения итогов программы: участие в соревнованиях; участие в олимпиадах; защита творческих работ и проектов. Материально – техническое обеспечение программы Для занятий по программе требуется: спортивный школьный зал 9x18 спортивный инвентарь и оборудование: 1. сетка волейбольная- 2шт. 2. стойки волейбольные 3. гимнастическая стенка- 1 шт. 4. гимнастические скамейки-4шт. 5. гимнастические маты-6шт. 6. скакалки- 15 шт. 7. мячи набивные (масса 1кг)- 3шт. 8. мячи волейбольные – 8 шт. 9. рулетка- 1шт. Техническое оснащение проектор; экран; видео – диски; магнитофон; компьютер. Дидактическое обеспечение программы Картотека упражнений по волейболу (карточки). Картотека общеразвивающих упражнений для разминки Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе. Электронное приложение к «Энциклопедии спорта» «Правила игры в волейбол». Видеозаписи выступлений учащихся. «Правила судейства в волейболе». Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней. Санитарно – гигиенические требования Для реализации программы необходимо иметь: светлое просторное помещение; в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание; в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Кадровое обеспечение программы Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Учебно-тематический план Первый год обучения Раздел, тема Количество часов Всего Теория Практика 1 1 Вводное занятие. Общая физическая подготовка. 9 1 8 Специальная физическая подготовка. 9 1 8 Техническая подготовка. 18 1 17 Тактическая подготовка 8 1 7 Интегральная подготовка 5 1 4 Учебные игры. Соревнования. 20 2 18 Итоговое занятие 2 1 1 Итого: 72 9 63