Рабочая программа воспитания 2023-2024 учебный год

Приложение к ООП НОО, ООП ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Альмяковская основная общеобразовательная школа
Первомайского района Томской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ

с. Альмяково, 2023 г

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ......................................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ .......................................................................................................................4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся .................................................................................5
1.2 Направления воспитания……………………………………………………………………...5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ...........................................................................6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................................................11
2.1 Уклад общеобразовательной организации ............................................................................11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ..................................................13
2.2.1 Модуль «Урочная деятельность» ………………………………………………………….13
2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность» ……………………………………………………...13
2.2.3 Модуль «Классное руководство» …………………………………………………………15
2.2.4 Основные школьные дела…………………………………………………………………..16
2.2.5 Модуль «Внешкольные мероприятия» …………………………………………………...17
2.2.6 Модуль «Организация предметно –пространственной среды»………………………….18
2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями» ………………………………………………...19
2.2.8 Модуль «Самоуправления» ………………………………………………………………..20
2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность» ………………………………………………...20
2.2.10 Модуль «Профориентация» ……………………………………………………………...21
2.2.11 Модуль «Социальное пространство»…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ..............................................................................................23
3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................................................23
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ..................................................................................24

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особымиобразовательными потребностями .................................................................................................................................................25
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активнойжизненной позиции
обучающихся ....................................................................................................................................26
3.5 Анализ воспитательного процесса ..........................................................................................27
Календарный план воспитательной работы

2

Пояснительная записка
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных
органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей); реализуется вединстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе
российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.Приложение —
примерный календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в
том числе предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации.

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники МАОУ Альмяковской ООШ (далее Школа), обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых
(гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ Альмяковской ООШ планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными
в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения
и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в Школе:
1. Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний).
2. Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие).
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
4

опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных
знаний.
4. Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают
осознание ими российской гражданской идентичности, формированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

1.2

Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно- нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания,
справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков, их вере и культурным традициям;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
5

достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;



экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей,
природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.3

Целевые ориентиры результатов воспитания

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
— России, её территории, расположении.

-

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
- Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,

-

семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать

-

помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический иморальный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственнымнормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями
о многообразии
языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
- Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родногоязыка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание

-

-

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,искусстве, творче6

стве людей.
Проявляющий
интерес
и уважение
к отечественной
и мировойхудожественной культуре.
Проявляющий
стремление
к самовыражению
в разных
видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья иэмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
- Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание

-

-

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к

результатам труда, ответственное потребление.

-

Проявляющий интерес к разным профессиям.

- Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовойдеятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятиедействий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий
готовность
в своей
деятельности
придерживатьсяэкологических норм.

-

Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
- Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

-

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Гражданское воспитание
7

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания.

-

- Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной

-

организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества
в прошлом и современности.
- Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

-

Духовно-нравственное

воспитание

Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества
в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

-

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с
учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным

-

нормам и ценностям.
- Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий.
8

Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов,понимание их влияния на поведение людей.
- Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
- Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том
числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
- Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.

-

Трудовое воспитание

-

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
- Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
Экологическое воспитание

-

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
- Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.

-

9

-

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
- Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания

-

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.

-

Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
- Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

-

10

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Уклад Школы
МАОУ Альмяковская ООШ является основной общеобразовательной школой, обучение в которой осуществляется по двум уровням образования (начальное общее образование, основное общее образование). В школе обучается 18 человек, 9 классов комплектов, 6 педагогов.
МАОУ Альмяковская ООШ (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и
научных центров, спортивных школ, школ искусств, ЦДОД. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные
стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется
внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная
среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к
семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь работают в ней.
Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что
способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что
при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного
возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Альмяковской библиотекой, администрацией Улуюльского сельского поселения. КДН и ЗП, ПДН ОВД Первомайского района. Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях МБОУ ДО ЦДОД. Принимаем участия в мероприятиях предлагаемых РЦРО и ТОИПКРО. Участвуем в разных Всероссийских конкурса и
мероприятиях. Участвуем в проектах Российского движения детей и молодежи, «Орлята
России».
В школе функционируют отряд ЮИД «Школьный патруль», тимуровский отряд «Пятый элемент», детская организация «Муравейник». Работает совет по профилактике.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия, составляющие основу воспитательной системы Школы:



Акции, посвящённые значимым датам страны.



Общешкольные праздники: «Здравствуй школа», «День учителя», День отца, «День
11

матери», «Осенний бал», новогоднее представление у елки, день защитника Отечества, «8 марта», «День победы», праздник последнегозвонка, праздник «За честь школы»



Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических активностей:
«День толерантности», «День профориентации», «День российской науки»,«Декада «Мы – за
ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел».



День школьного самоуправления (проф. пробы).



Фестиваль патриотической песни «Мы помним, мы гордимся!».



Конкурс «Смотр строя и песни».



Торжественная церемония вручения аттестатов.



Спортивные мероприятия на разных уровнях.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении
в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,
без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль
в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.

-

12

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в
рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
-максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
-включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых
ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
-включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;
-выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в
соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами
результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
-применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
-побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогическими работниками, соответствующие укладу

2.2
2.2.1.

общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
-организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и
выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитив13

ными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленныхсоциально значимых традиций;

-

поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправле-

ния.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных обучающимися, занятий, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу
обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание
у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений
работать в команде.
Направление курса

НОО

ООО

Курсы,занятияисторического просвещения, патриотической,
гражданско- патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историкокультурной направленности.

«Орлята России».

Курсы,
занятияпознавательной, научной,исследовательской, просветительской направленности.
Курсы,
занятия в области
искусств, художественного творчества,
разных видов и жанров

«Читаем, считаем, наблюдаем, изучаем»
Роботехника

Мероприятия в рамках
деятельности РДДМ.
Информационно-просветительские занятия
«Разговоры о важном».

«Голос»
(школьный хор)
«Полёт фантазий» (школьный театр)
14

Курсы, занятия туристско-краеведческой
направленности.
Курсы,занятияоздоровительной и
спортивной направленности.

Краеведение (История Томской области)
Спортивные игры

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
Осуществление работы с классом, педагогический работник организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:



проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к
личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе,
предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. (не реже 1 раза в неделю);



еженедельное проведение информационно-просветительских занятий

«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развитияобучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно- нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
-сплочение коллектива класса через: игры и
тренинги на сплочение
и командообразование; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в
себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши.
-выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:

-

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за
поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями

-

15

обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии,
организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося,
которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими обучающимися класса; через предложение взять
на себя ответственность за то или иноепоручение в классе.

-

Работа с учителями-предметниками в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями- предметникамии обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
- помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;
- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
сплочение семьи и школы.
2.2.5. Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:



Общешкольные многодневные тематические мероприятия, направленные на формирование
личностных результатов обучающихся: День профориентации, «День учителя», «День матери»
и т.д.;
16



Ежегодные мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: мероприятия в рамках
календаря знаменательных дат;



участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым событиям в России,
мире: акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти» и др.);



торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования: Последний звонок, церемония вручения аттестатов, праздник
«Прощание с начальной школой»;



мероприятия ,символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе: ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники;



церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за
участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, чествование победителей и
призёров муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников;



федеральные, региональные и муниципальные проекты, направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты
«Орлята России», «Проектория»; и др.



социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами, в том числес участием социальных партнёров.



мероприятия благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и других направленностей: тематические викторины, квесты, квизы, флешмобы; акции по благоустройству
и оформлению школьной территории, фестиваль «Мы помним , мы гордимся!», фестиваль талантов, выставки рисунков и фотографий, оформление тематических экспозиций и др.



участие во Всероссийских онлайн-уроках Института изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования;



через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на уровне Школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, оформителей, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;



наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов,
с педагогами и другими взрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с обучающимися.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:

2.2.5.


Общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемыесовместно с социальными партнёрами Школы;



Внешкольные тематические мероприятия воспитательной

направленности, организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным предметам,
курсам, модулям;
17

-экскурсии в музей, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;



посещение

учреждений

культуры, библиотеки и др.;



выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованиюв воспитательном процессе:

2.2.6.



оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации;



организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;

 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России,
памятных исторических,
гражданских, народных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

 организацию работы школьного радио (музыкальные звонки, музыка, информационные сообщения, объявления);

 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
памятной доски с именем Героя Советского Союза;

 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (рекреации),
сообщества школы в ВК, содержащих в доступной,привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
и т. п.;

 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающих в разных предметных областях, демонстрирующих их способности
,знакомящих с работами друг друга;

 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в школе, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории приобщеобразовательной организации;

 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
18

 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по
благоустройству, оформлению классных кабинетов, пришкольной территории;

 разработку

и
оформление
пространств
проведения значимых событий
,праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн,
интерактивные локации);

 публикацию тематических постов в сообществе школы в ВК (новости, полезная
информация, информация патриотической и гражданской
направленности);

 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видови форм деятельности:
- создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной
организации,
классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем совете
образовательной организации;
-тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания
по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения
и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения,с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;

- родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотрен19

ных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации, в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной
организации предусматривает:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся и совет по профилактике), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации.

2.2.8.

2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации
предусматривает:
организацию деятельности
педагогического
коллектива
по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательнойдеятельности;
проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактики социальных и природных рисков в образовательной организации и в
социокультурном окружении совместно с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных

-

20

сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской оборонеи др.);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественнойи др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиесяс ОВЗ и др.).

-

Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной
организации предусматривает:

2.2.10.

Совместную деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению
«профориентация», включая в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника
и обучающегося
– подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решениекейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих этипрофессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических

-

21

профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов («Билет в будущее», «ПроеКториЯ», «Шоу профессий») , созданных в сети интернет:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер- классах, посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

-

2.2.11.Модуль «Социальное пространство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);

-

участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

-

проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися, педагогами совместно с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой
и другой
направленности,
ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

-

22

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1

Кадровое обеспечение

Реализацию
рабочей программы
воспитания обеспечивают следующие педагогическиеработники образовательной организации:
Должность
Директор

Кол-во
1

Заместитель
директора

1
по

Функционал
Осуществляет
контроль
развития
системы
организации воспитания обучающихся.
Осуществляет
контроль
реализации
воспитательного

УВР

потенциала

урочной

и

внеурочной деятельности, организует работу с
неуспевающими
учащимися

и
и

их

слабоуспевающими

родителями

(законными

представителями), учителями-предметниками.
Организует
контроль
организации
неуспевающими
обучающимися,

методическое

сопровождение

и

учителей-предметников
индивидуальной
и

по
работы

с

слабоуспевающими

одаренными

учащимися,

учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
куратор РДДМ

1

Организует
проведение
школьных
мероприятий,
обеспечивает
участие
обучающихся
в
муниципальных,
региональных и федеральных мероприятиях.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и
организацию участия в мероприятиях внешкольного
уровня по линии
РДДМ.

23

Классный руководитель

5

Организует
воспитательную
обучающимися
и родителями
классного коллектива.

работу сна
уровне

Учитель-

6

Реализует воспитательный потенциал урока.

1

Организует
взаимодействие об- с детскими
щественными объединениями.

предметник
Советник
воспитанию

по

Общая численность педагогических работников 6 человек основных педагогических работников, из них 4 имеют высшее педагогическое образование, 3 первую квалификационную
категорию. Психолого- педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают классные руководители, заместитель директора по УВР.
Классное руководство в 1–9-х классах осуществляют 5 классных руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.

3.2

Нормативно-методическое обеспечение

Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами:
– Положение о классном руководстве.

– Положение о социально-психологической службе.
–

Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних.
– Положение о Родительском совете.

– Положение о Совете обучающихся.
– Положение об использовании государственных символов.
– Положение о мерах социальной поддержки обучающихся.
– Положение о поощрениях и взысканиях.
– Положение о комиссии по урегулированию споров.
– Положение о внешнем виде учащихся.
– Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
– Положение о Школьной службе медиации.
– Образовательная программа дополнительного образования.
24

– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Планы воспитательной работы классных руководителей.
– План работы социально-психологической службы.
– Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные
потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:

3.3

Категория

Условия

Обучающиеся с инвалидностью,ОВЗ

Разработаны
адаптированные
основные
общеобразовательные программы для детей с ОВЗ. Классными руководителями проводятся регулярные индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия.
Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на
дому.
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).

Обучающиеся с отклоняющимся поведением

Организация педагогической поддержки.
Консультации родителей (законных представителей)педагогапсихолога, социального педагога.
Коррекционно-развивающие групповые ииндивидуальные занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.

Одаренные дети

Консультации педагога-психолога. Психологопедагогическое сопровождение.

25

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:



Налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;



формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;



построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;



обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и(или) психическому состоянию
методов воспитания;

–

создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования;
–
личностно –ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

3.4

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:



публичности, открытости поощрений- информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся;



соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы, качеству воспитывающей среды, символике Школы;



прозрачности правил поощрения- наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости
при выдвижении кандидатур;



регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых ит.п.;



сочетания индивидуального и коллективного поощрения- использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллек26

тивную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды;



привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по
собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностныхдостижений, достижений в
группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фотоизделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг—размещение имен обучающихся, названий групп или классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём- либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся ( классов и др.) может
заключаться в материальной поддержке проведения в Школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи
обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их
деятельности.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях
начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными
соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в Школе является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

– взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
– приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего неколичественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
Школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности,
стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
– развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
27

результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
– распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором Школа участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвитияобучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе выявляемая при помощи тестирования. (Методика диагностики личностного роста (авторы И.В.Кулешова,
П.В.Степанов, Д.В.Григорьев)
Мониторинг и анализ проводятся классными руководителями вместе с заместителем
директора по учебно -воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации об уровне сформированности личностных результатов воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является
педагогическое наблюдение, которое осуществляется в течение всего учебного года
как в режиме обычной жизнедеятельности классного коллектива, так и в специально
создаваемых педагогом ситуаций ценностного и нравственного выбора. В конце учебного года результаты педагогического наблюдения фиксируются в индивидуальных
картах . Полученные результаты анализируются в сравнении с результатами предыдущего учебного года, выявляются наиболее проблемные направления воспитания на
уровне классного коллектива, параллели, уровне образования, Школы; планируется
работа по устранению проблемных направлений на следующий учебный год на уровне
класса, Школы.
При проведении анализа внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: насколько сформированы те или иные личностные результаты и ценностные ориентации
у обучающихся и класса в целом, какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения
решить не удалось ипочему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличиеинтересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых в соответствии с модулями данной программы.
Анализ проводится заместителем директора по учебно-воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом),
классными руководителями с привлечением родительских активов класса, Родительского совета школы, Школьного парламента.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятель28

ности обучающихся и педагогических работников является анкетирование , беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями Школьного парламента. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:

 Проводимых основных школьных дел;
 Деятельности классных руководителей и их классов;
 Реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 Организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 Взаимодействия с родительским сообществом;
 Деятельности ученического самоуправления;
 Деятельности по профориентации обучающихся;
 Деятельности по профилактике и безопасности;
 Внешкольных мероприятий;
 Создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 Реализации потенциала социального партнёрства.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной
работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом или иным коллегиальныморганом управления в Школе.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».